Вернуться в начало раздела
Песня в Борисоглебе
(интервью с Николаем Шипиловым)
                                      Наша справка   (по материалам сайта http://loi.sscc.ru/sn/default.htm)


  Николай Александрович Шипилов  родился 1 декабря 1946 года  в Южно-Сахалинске в семье офицера, жил в Новгороде, Новосибирске. В настоящее время живет в Москве и Белоруссии. Член и секретарь Союза писателей России. 
      После "хрущёвского" сокращения армии семья переехала из Южно-Сахалинска в посёлок железнодорожников близ Новосибирска. В 16 лет отправился в самостоятельное плавание, которое было прервано неудачным прыжком с четвёртого этажа. Выписавшись из больницы, устроился грузчиком на жиркомбинат.  Учился в авиационном техникуме в Новосибирске, в новосибирском пединституте.
      В 1964 году впервые пришёл со стихами в литобъединение при газете "Советская Сибирь". В 1965 году журнал "Сибирские огни" собирался печатать его повесть "Митька и старые люди", но редакция потребовала переделать несколько эпизодов. Шипилов вносить правку отказался и снял из номера вёрстку своей повести. 
      После жиркомбината работал артистом хора в новосибирском театре оперетты, потом ушёл на телевидение, где озвучил своими песнями почти сто передач, затем "шабашил", был полевым рабочим в геодезической партии, строил коровники, месил грязь в леспромхозах. Работал токарем, бетонщиком, штукатуром, монтажником, корреспондентом окружной военной газеты.  
      В 1983 году журнал "Литературная учёба" опубликовал большую подборку  рассказов, после чего власти выделили ему в новосибирском Академгородке жильё. К сожалению, радость оказалась недолгой: вскоре утонула его первая жена.
      В 1986 году в Москве выпустил первую книгу "Пятый ассистент".
      Какое-то время жил в Новгороде.
      Окончил в 1989 году Высшие литературные курсы в Москве, см. Алфавитный список слушателей ВЛК N_1006_НАШ.
      В разгар перестройки (1988г.) под знаменитым "Письмом писателей России" ("О РУСОФОБИИ") в числе других 74-х подпись Н.Шипилова. Человек правды, в 93-м роковом году, он сначала и до конца был в рядах защитников Конституции у Дома Советов, он был вместе с лучшей частью обманутого и униженного народа, чудом и провидением остался жив, и те, кто читал его поэму “Прощайте, дворяне” (“Лепта”, 1996 г., “Роман-газета”, 1995 г.) вновь поражены были силой и красотой этого произведения о позиции русского дворянина в черном октябре.
      Продолжает писать песни и прозу. Песни пишет с 1965 года на свои стихи.
      Лауреат конкурса "Песня-98" и «Песня-2000» за песни "После бала" и «Птицелов», исполненные Дм. Маликовым, и Малой российской лит. премии (1997) за поэму "Прощайте, дворяне".
      Автор романа "Детская война", сборников рассказов "Пятый ассистент", "Шарабан", "Ночное зрение", один из авторов сборника поэзии <Гнездо поэтов>; его повесть "Пустыня Ивановна" о шахтерском городке удостоена литературной премии имени Андрея Платонова.  Автор и исполнитель песен, многие из которых вошли в бардовские антологии (<Пехота>, <Проводница>, <Шикотан> и другие).
      Обладая абсолютным чутьем на таланты, он привез в начале 80-х годов в Москву тогда еще никому не известного, а ныне заслуженного артиста России,  Михаила Евдокимова, избранного губернатором Алтайского края в 2004 г., его "крестником" стал и известный на Западе клоун Александр Шелковников. 
      Ведущие критики называют Николая Шипилова лучшим рассказчиком России" - таково просвещённое мнение известного литератора Сибири Александра Денисенко.



М.Л. – Николай, а если тебя самого спросить: « Так кто же такой Николай Шипилов?».

Н.Ш. – Я – счастливый человек….(улыбается) ..Нет, я  не писатель, не поэт, не композитор в общепринятых рамках этих терминов… может быть, следует сказать так : я  - художник. Художник в с слове и в мыслях… один  мыслит бытовыми какими-то категориями, художник мыслит образами…А как он выражает родившееся – это дело третье.
 

М.Л. – Всему есть начало. Когда-то и где-то было первое стихотворение, первая песня, первый рассказ… Так где и когда?
 

Н.Ш. - Всё началось с гармошки в городе Сталинске. Мне  было  около пяти лет, когда отец купил мне гармошку и я играл старушкам на погребе, а они, добрые бабушки, меня нахваливали.  Мои старшие сестры слушали новые песни по радио и не успевали запомнить все слова. И я приспособился подсовывать им свои слова в тех местах, где в их памяти возникали пробелы. Так постепенно, не спеша и втянулся. Теперь мне кажется, что я писал стихи столь же естественно, как и дышал. Как встречался с родней. Как естественно начал читать книги. А первая публикация -  была в газете «Молодость Сибири». Я узнал, что за стихи, напечатанные в газете, платят деньги. Посмотрел на свои штаны – штаны совсем поизносились. Пришел в редакцию молодежной газеты в родном Новосибирске и сказал известной поэтессе Гале Шпак, заведующей отделом: «- Написал стихи. Вы не могли бы их напечатать?» – Она с юмором отвечает: «- Срочно?»  Я  со свойственным мне простодушием ответил: «- Как можно скорей. Брюки надо купить…» Наверное, мой ответ ей понравился. Она говорит: « - Давай посмотрим!» Посмотрела и говорит: « - Будет тебе на штаны!»  Вот и дебют. Было мне тогда семнадцать лет. А  с Галей, когда я приезжаю в Новосибирск, мы всегда  вспоминаем этот наш «деловой» разговор о  моих будущих  китайских брюках синего цвета, которым сносу не было.
 

М.Л. – Вчера, ты дал концерт в Борисоглебе. Я  видел, что люди слушали и принимали тебя восторженно… некоторые плакали, слушая песни. Скажи – это всегда так происходит на твоих концертах?

Н.Ш. - Сказать «концерты» - слишком громко сказать. Несмотря на то, что мои песни стали появляться во всех крупных антологиях авторской песни, в огромном количестве всевозможных песенных сборников, концертами я не избалован.  Отчего? Оттого, что в России нынче не принято петь о любви к людям и Отечеству, почти запрещено петь о красоте чувств, о неповторимости жизни, дарованной нам Господом Богом. А то, что люди плачут – это ведь слезы печали. Печаль – светлое состояние души. Оттого, что печаль моих песен передается людям,  я чувствую родовую близость с ними. В чем эта печаль? Бог весть.
 

М.Л. – Когда  пишешь песню,  думаешь ли ты о том, как она будет воспринята слушателями? Бывают ли случаи, когда не ты, а слушатель «выбирает» твою песню, то есть когда для тебя самого неожиданность, что песня получилась?

Н.Ш. - Нет. Природа песни загадочна. Возникает смутный образ. Ты, как реставратор, осторожно  смываешь некие слои не то времени, не то своей  профессиональной инертности, которая грозит штампом. Образ песни начинает опираться на образ слова, на мелодическую интонацию – тогда начинается работа. Получается, что не ты сочиняешь песню, а она находит тебя, стучится к тебе, как странница с посохом – узнаешь ли ты в ней  Бога? Повторяю, что к песне я отношусь так же естественно, как дыханию –  всем нам хочется дышать чистым воздухом. А неожиданностью для меня является то, что песни, выпущенные на волю, живут, выживают и вызывают в людях, роднящие нас всех, эмоции. 
 

М.Л. – Ты не относишься к писателям, которым надо скрыться от мира и где-то у себя в конуре и «творить», которые не читают газет, не смотрят телевизор… Ты же, если можно так сказать, активный созерцатель… Внешний мир для тебя повод выразить свой внутренний? Или ты больше летописец комментирующий события?

Н.Ш. - Скорее второе, чем первое. Но точнее было бы сказать:  для меня важна жизнь вечной человеческой души. Мы, русские, являемся народом иррациональным. Отсюда наше «авось» - это признак национального сверхсознания. Отсюда и «аршином общим не измерить». Оттого мы и  стали помехой всему прагматичному и рациональному миру безудержного потребления. А русские черным трудом, проживая в суровейших условиях, освоили огромные пространства, стали обладателями несметного национального достояния. Сегодня оно отчуждено от его истинного хозяина – нации. Нас можно подло уничтожить, завезти в Россию дешевую рабочую силу и снова  преступно пировать и жировать веками. Но переделать нельзя. Вот нас и уничтожают. Подло. Кто? Ростовщики. Ссудный кабальный процент. Крашеная бумага, называемая «долларом». Понятие «душа» - исключено из лексикона Финансового Интернационала, как впрочем, и понятие «совесть».

М.Л. – Тема Родины практически всегда присутствует и в песнях твоих, и в прозе.
А какой ты хотел бы видеть Россию?

Н.Ш. - Я хотел бы видеть ее с русским правительством в Кремле. Я не хочу сказать, что русские – самые  лучшие, умные, белые и пушистые. Но Россия – страна русских. Посмотрите: ни в парламенте суверенной Грузии, ни в суверенном Азербайджане, ни в израильском Кнессете, ни в литовском сейме мы не встретим русских. При этом никто в мировых СМИ не вопиет о латвийском фашизме, или израильском расизме. Однако попробуйте заикнуться о русской России в России! Или заговорить о засилье нерусских во властных, законодательных, судебных структурах, в милиции – тут же вам начнут «шить» «русский фашизм». Не думаю, что сказал сейчас нечто новое. Нерусская Россия –  это факт существования русских. Россия и ее правительство находится нынче под протекторатом ФинИнтерна. Уже очнулась Франция, испытавшая на себе все последствия первых буржуазных революций. Уже закипает от негодования молодая Германия. Уже многие европеоиды поняли, что под именем «глобализм» в мире идет все та же перманентная революция имени Льва Троцкого. Где выход? Выход там же, где и вход: в осознании каждым глобальной угрозы для национальных государств, в поисках единства и совершенно новых фигур на политической арене Европы. Таких, как как Ле Пен и Гийом Фай во Франции. Таких, как Александр Лукашенко в Беларуси. Как Уге Чавес.  Таких, может быть, как Хайдер в Австрии. Вопрос-то стоит уже о жизни или смерти белой расы на Земле. Той расы, которая создала христианскую цивилизацию. Как бы мы ни любили Россию, как бы ни признавались в любви к ней, но в одиночку нам, русским, уже не выстоять. И если уж президент В. Путин вынужден был публично признать, что против России ведется война, то надо бы сказать и то, кто за что воюет. И все силы бросить не просто на поиски союзников, а на поиск того насущного вещества, которые нас, славян, объединяют. Вот тут и начинается туман кремлевской полуправды, которая страшнее лжи.
 

М.Л. - Классик сказал, что в России две беды…  а ты бы мог быть ещё более кратким… скажи, какая главная беда России?

Н.Ш. -  Ее  природные богатства, ее ресурсы – причина бед. А беда России – ее усталость.

М.Л. -Ты  живёшь сейчас большей частью в Белоруссии, скажи Россия и Белоруссия – очень разные страны?

Н.Ш. - Разницу с Россией видишь уже за Смоленском. Ухоженные поля. Гордая скромность. Отсутствие кича на фоне разрухи и нищеты.  Чистота и порядок. Внутренний стержень. Это - визуально, но многое говорит и о внутреннем укладе государства. Вот пример: по данным UNISEF и Мирового банка Белоруссия  входит в десятку самых развивающихся государств мира. Далее, судите сами. Скажу еще, что авторитет Лукашенко  среди населения России, неуклонно растет. Скоро в серии «Русская мысль» выйдет моя публицистическая книга « Феномен Александра Лукашенко». Там вы найдете более  подробный и глубокий анализ того, что происходит в современной республике Беларусь, и того, что отличает ее от братской России. О том, что, кто и зачем их разделяет – умолчу, поскольку не понимает этого разве, что комнатная собачка «нового русского».

М.Л. – Твоя жена Татьяна тоже литератор, знаю – что она для тебя и друг, и свет, и надежда… А два литератора рядом не спорят о литературе? А если спорят, кто уступает?

Н.Ш. - Таня – православная жена. Для нее, как, впрочем, и для меня, занятия литературой – это все же вторично. Как вторичен торт по отношению к караваю черного хлеба. Однако бывает, что мы поспорим. Споры начинаю я в силу своего вздорного характера. Чаще всего предметом этих споров являются те вольности, которые я позволяю себе в прозе.  Я ей говорю, что я не святой, не монах, что я простой грешный мирянин, к тому же – художник, что нельзя  идеализировать мир. Она упрямо стоит на своем.  Я мечусь по комнате и остываю. Прошло время прежде, чем я начал понимать: на таких незыблемо верующих людях и держится наш мир. Она – Таня - задает мне ту высоту, которую я иногда готов потерять в поисках жизненных наслаждений.
 

М.Л. – Борисоглеб тебя встретил очень тепло, а как тебе приглянулось это место на планете?

Н.Ш. - Прости за пафос, но у меня полное ощущение, что остатки рая на земле кочуют по России, а не я кочую по этим благодатным островам. И более всего мне хочется, чтобы насельникам этих райских островов жилось заслуженно лучше. Много ли надо нормальному русскому человеку? Воли. Я говорю воли в значении воли его души. Мы говорим: душа на месте. Это значит, что мы спокойны о куске хлеба, о безопасном будущем наших детей, о признании «миром» своего, может быть, и скромного труда. Это возможно, когда человек чувствует себя хозяином в доме, но никак не невольником неких черных, неуловимых теней и химер.
 

М.Л. – Последний раз ты был в Борисоглебе шесть лет тому назад… Когда ты снова нас навестишь?

Н.Ш.- Когда вам будет угодно.

М.Л. – Спасибо, Николай, за интервью… и ловлю тебя на слове…



     Николай Шипилов за эти несколько дней, что гостит в Борисоглебе, успел написать две новые песни. Их он спел на концерте 31-го июля, одну из них я попросил опубликовать вместе с нашей беседой.
                                          
                                         Осень
                              Незаметно отошло
                              Тридцать первое число,
                              Новый смысл старых слов,
                              Как остатки старых снов,
                                      И первый стог на сенокосе –
                                      Он мне напоминает осень…
                                       Осень…

                               Мне пора бы перестать
                               Книжки новые читать,
                               Мне бы окунуться в них –
                               В милый ворох старых книг.
                                        Но с севера уже приносит
                                        Очарованье снега осень…
                                        Осень…
                               
                               И смотрю, смотрю зазаря
                               На листок календаря…
                               Откровенно говоря,
                                Много сделал я зазаря…
                                         И вот за всё, наверно, спросит
                                         С меня неумолимо осень…
                                          Осень…
 

                                                                                             Борисоглеб, 1 августа 2005 года 
Фотография Н. Шипилова, Борисоглеб, август 2005 года  
Песни Николая Шипилова:
Полина ( о событиях 1993 года в Москве)(2,14 Мб wma)
После бала (2,90 Мб  wma)
Октябрь    (3,51 Мб wma)


 Николай Шипилов умер 7 сентября 2006 года. Вечная память!
Последние фотографии Николая Шипилова (июль 2006 года) (Кодировка страницы UTF-8).
Вернуться в начало раздела
Сайт создан в системе uCoz